27 августа (Корр. News Ribbon Андрей Степанов). О том, почему страна с многочисленным населением, которая соответствует всем критериям государственности, определенным в Монтевидеоской конвенции 1933 года, до сих пор не является членом этой организации в интервью корреспонденту News Ribbon рассказал министр информации Тайваня Се Чжи-Вэй.
- Долгое время считалось, что ваша страна с юридической точки зрения, как в 1949 году, считает весь большой Китай «территорией, временно захваченной коммунистическими повстанцами» и претендует на власть в нынешней КНР. Какова нынешняя позиция властей острова? Как известно, в прошлом месяце президент Чень Шуй-бянь вновь подал заявку на вступление в ООН.
- Президент Чэнь Шуй-бянь вновь выразил решимость жителей Тайваня занять по праву принадлежащее им место в ООН и играть ответственную роль в достижении ее высоких целей, и 18 июля он направил генеральному секретарю ООН Пан Ги-муну заявку на вступление в члены ООН. Но Секретариат ООН отклонил эту заявку, мотивировав это приверженностью ООН «политике одного Китая», закрепленной в Резолюции 2758 ее Генеральной Ассамблеи.
Подобные действия демонстрируют неуважение к Уставу и процедурным правилам ООН, которыми предусмотрено, что генеральный секретарь должен автоматически передать заявку на вступление в члены ООН в Совет Безопасности, а, в конечном счете – в Генеральную Ассамблею. Секретариат, однако же, произвольно присвоил себе полномочия государств-членов ООН по рассмотрению заявок и принятию решений по ним.
Действия Секретариата вызывают беспокойство еще и потому, что они грубо искажают как смысл заявки Тайваня на вступление в ООН, так и содержание Резолюции 2758. Заявка никоим образом не оспаривает права правительства КНР представлять в ООН Китай. А резолюция не содержит в себе никаких указаний на то, что Тайвань является частью Китая.
Исходя из этих доводов и стремясь подчеркнуть тот факт, что Тайвань никак не претендует на власть над Китаем, мы и обратились в ООН с просьбой принять нас в эту организацию как «Тайвань». В этом мы следуем прецедентам – устоявшейся практике использования некоторыми странами для участия в деятельности ООН и других международных организаций названий, отличных от тех, что используются ими внутри страны и фигурируют в их конституциях.
С учетом вышеупомянутых обстоятельств президент Чэнь направил генеральному секретарю Бану второе письмо (оно было передано в его офис 27 июля), в котором разъясняются факты, касающиеся заявки Тайваня, и содержится просьба к Секретариату ООН – в соответствии с процедурными правилами ООН передать заявку Тайваня в Совет Безопасности.
- Продолжается ли сейчас диалог Пекина и Тайбэя?
- Жители Тайваня и Китая связаны тесными культурными и языковыми узами, их экономики достигли высокой степени взаимозависимости, а браки между гражданами двух государств стали обыденным явлением. Все это дает надежду на постепенное развитие взаимовыгодных отношений между двумя сторонами пролива.
- Но вместе с тем между вами существуют огромные различия…
- К сожалению, это действительно так. Тайвань является демократическим обществом, которое зиждется на уважении прав человека, тогда как Китай находится под контролем тиранического режима, который попирает права человека. Тайвань – миролюбивое общество, не представляющее угрозы ни для кого. Пекин же нацелил на Тайвань тысячу своих ракет и усиленно создает военную машину, на которую возлагается задача сокрушить нас и не допустить прихода нам на помощь других стран.
Тайбэй готов обсуждать с любой страной любые вопросы и искренне стремится к созданию структуры, которая способствовала бы мирному взаимодействию двух сторон пролива. Однако Пекин отказывается от прямого диалога с Тайбэем и принуждает другие страны и организации участвовать в изоляции Тайваня.
- Чем это, по вашему, грозит мировому сообществу?
- Подобные действия чреваты катастрофическими последствиями. Цивилизованные страны должны осознать это и поддержать стремление Тайваня стать членом ООН. Они должны, по меньшей мере, использовать ООН как платформу для расширения диалога с Тайванем в интересах сохранения и укрепления мира в Восточной Азии.