25 апреля (Корр. News Ribbon Оксана Попова). Выборы во Франции, смерть первого президента РФ Бориса Ельцина, возобновление военных действий в Израиле и возобновившиеся выступлений иракских сепаратистов будоражат иностранные СМИ изо дня в день.
Основными же экономическими новостями, не сходящими с титульных страниц печатных и сетевых изданий являются окончание действия международного договора о безопасности между Россией и США, размещение американских ПРО в Европе и эмбарго на польское мясо.
Основной договор в сфере безопасности, который ограничивал ядерные силы в СССР и США закончит свое действие в 2009 году. И этот договор, безусловно, надо продлевать, считают такие издания как The Wall Street Journal, The Times , The Washington Post и Independent. Такое единодушие наблюдается не с проста.
Strategic Arms Reduction Treaty или START основной своей целью имел сокращение стратегических наступательных вооружений. Тем не менее, не смотря на важность данного договора, после неоднократных встреч представителей России и США никаких конкретных решений, относительно продления или пересмотра условий документа, принято не было. Современная действительность характеризуется явным давлением на вопросы о нераспространении ядерного оружия, в частности из-за Ирана и Северной Кореи. Россия не завуалировано оставляет за собой право выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; в условиях растущих страхов, что террористы могут получить оружие массового поражения, и подозрений о происходящих нарушениях Конвенций по химическому и биологическому оружию, преимущества Договора о сокращении стратегических вооружений очевидно.
Дженифер Макби(научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований) и Эдвард Иффт(высокопоставленный переговорщик по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений, адъюнкт-профессор Джорджтаунского университета ) пишут : «START обеспечил подлинную и весьма эффективную систему наблюдения и верификации, которая легла в основу Договора о сокращении стратегического обеспечения 2002 года ("Московского договора"), который не предусматривает собственной системы верификации.
START способствовал полному выводу ядерного оружия из Белоруссии, Украины и Казахстана и их присоединению к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств, что ретроспективно можно считать самым большим достижением. Трудно было бы требовать строгой системы наблюдения для Ирана и Северной Кореи, одновременно отказываясь от такой системы, как START, которая контролирует тысячи единиц ядерного оружия в США и России. Таким образом, в широком политическом смысле START способствует нашим контртеррористическим усилиям и продвижению идей нераспространения ядерного оружия».
Преимущества, которые с таким трудом были буквально завоеваны введением Договора, могут быть потеряны, если START, заканчивающий свое действие в 2009 году, не будет заменен на другой юридически подкрепленный режим взаимодействия. Президент России Владимир Путин призывал к новым переговорам о Договоре START и о договоре о сокращении вооружений с США в июне 2006 года. Последнее исследование в издании "Современный контроль вооружения" (Arms Control Today), проведенное российскими учеными Анатолием Дьяковым и Евгением Мясниковым, содержит детальный анализ с российской точки зрения. Международное сообщество повторяет эти взгляды в программе "13 шагов", принятой на конференции о пересмотре Договора о нераспространении 2000 года. Эта программа, принятая всеми сторонами, призывает к продолжению сокращений ядерного вооружения и уточняет, что эти сокращения должны проходить в разных направлениях и быть необратимыми. Там содержится также призыв к мерам по сокращению операционного статуса ядерного оружия и к снижению роли ядерного оружия в оборонной политике. Тем не менее, администрация Буша изменила подход США к этим проблемам, остальные страны не меняли своего отношения к обязательствам, принятым в программе "13 шагов".
Если отстраниться от множественных недовольств неядерных стран, которые также выступают за сокращение числа ядерных боеголовок, главное о чем стоит знать, это то, что участники Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений обязаны встретиться не позднее, чем за год до истечения срока действия нынешнего договора. А именно в декабре 2008 года. Некоторые российско-американские встречи на высшем уровне по этому вопросу уже начались. Самым простым решением было бы продление договора, что предусматривается самим договором. Если согласия не будет достигнуто, то полномочия принятия решения просто будут переданы следующей администрации, которая придет в январе 2009 года.
Снова обратимся к Джениферу Макби и Эдварду Иффту : «В довольно кратковременных переговорах по минималистскому "Московскому договору" в 2001-2002 году, Россия получила желаемую форму договора – договор с обязательной юридической силой – а США по существу продиктовали содержание договора. Обе стороны, вероятно, предпочли бы не такой вторгающийся на их территорию и менее дорогостоящий режим, и никто не хочет ввязываться в длительные болезненные переговоры. Разумеется, остальной мир определенно предпочел бы юридически обязательный режим. Отсюда возникает сложная тема ратификации. Как бы то ни было, администрация Буша не должна столкнуться с проблемами в получении одобрения Сената для нового щекотливого договора – учитывая, что Сенат единогласно ратифицировал "Московский договор". Со стороны России Госдума гораздо менее склонна к сварам, чем в 1990-х, когда она создавала проблемы для Ельцина и Путина».
Тем не менее, какой бы договор не пришел на смену START, уже наличие «приемника» будет крайне важным. Если этого не произойдет, недопонимание и путаницы, в вопросах содержания самого опасного в мире оружия, будет не избежать.
Следующей новостью, которая чаще всего поднимает в западных и американских СМИ, является недовольство России, вызванное размещением американской системы ПРО в Восточной Европе, а именно в Польше и Чешской республики.
Министр иностранный дел Сергей Лавров заявил, что размещение американской ПРО в Восточной Европе создает гипотетическую угрозу для России. По его словам, "при реальных угрозах система не может защитить, значит, преследуются другие цели".
Его заместитель, Сергей Кисляк, уточнил, что размещение ПРО в Европе "бесполезно, потому что не существует угрозы, против которой она создается", поясняя, что ни у одной страны на Ближнем Востоке нет потенциала "достать до США". И создание системы ПРО в Европе, "станет серьезным раздражителем в российско-американских отношениях на годы вперед", передает BBC.
Анатолий Сердюков, новый российский министр обороны, заявил после встречи с Робертом Гейтсом: по его словам, размещение ПРО вблизи границ РФ станет "дестабилизирующим фактором, который может повлиять на глобальную и региональную безопасность.
Западные СМИ, а именно The Washington Post, The Economist, The Guardian и другие, пишут, что после встречи непосредственно с президентом Владимиром Путиным и Сергеем Ивановым, первым вице-премьером и бывшим министром обороны РФ, Гейтс было явно доволен и указывал на то, что оппозиция России на самом деле менее жесткая, чем принято считать. Со слов Гейтса, атмосфера встречи была вполне хорошей и дружелюбной.
Россия в свою очередь ясно демонстрирует категоричность своей позиции, уточняя, что размещение 10 ракет-перехватчиков в Польше и радара в Чехии является для нее угрозой. На объяснения Вашингтона, а именно, что размещение ПРО именно в этих странах служит целью обеспечить безопасность США и Европы от будущих угроз, которые могут представлять иранские ракеты большой дальности, Россия отвечает обоснованными прогностическими данными, которые говорят о том, что пройдут годы, прежде чем у Ирана появятся ракеты такой мощности.
Кроме того, Москва обеспокоена и непосредственной близостью инсталляции к границам. США же утверждают, что создание щита ПРО в Европе далеко не новый проект, но почему-то Россия обратила на него внимание лишь после начала открытых переговоров с Польшей и Чешской республикой. Российские же чиновники говорят об угрозе перехватчиков и о том, что данная система вполне в силах изменить стратегический баланс власти в ближайшем будущем.
Таким образом, основной целью приезда Гейтса являлось разъяснение технических аспектов системы и указание на желание сотрудничать с Россией. В успешности проведенных встреч западные СМИ сомневаются, и считают вопрос до сих пор открытым. Гейтс же отметил, что встречи вселили в него «осторожный оптимизм».
Ещё одна новость, так же встречается в большинстве печатных и сетевых изданий Европы. И снова главным фигурантом действия является Россия. Но теперь западные СМИ пристально рассматривают эмбарго на польское мясо.
Между Россией и Польшей наступает «ледяной период». Именно так прокомментировал вице-премьер Польши Роман Гертых пустые попытки договориться об отмене эмбарго на импорт польского мяса в Россию.
Во время встречи на Кипре, где решался вопрос об отмене запрета на ввоз польского мяса, министр хозяйства РФ Алексей Горедеев и еврокомиссар по здравоохранению и защите потребителей Маркос Киприану не смогли договориться. Ярослав Качиньский, премьер-министр Польши, отреагировал на срыв переговоров более чем бурно. Он указал, что подписание договора о сотрудничества с Европейским союзом и Россией Польша продолжит ветировать, пока вопрос об экспорте мяса не будет решен. И видимо в пользу Польши. Ситуация оказалась тупиковая.
Несмотря на то, что Польша терпит непоправимые убытки, Россия так же не в выигрыше. Но западные журналисты узрели явные параллели польского мясного кризиса и недавнего украинского. Ведущие издания вспоминают аналогичную ситуацию с Украиной, когда Россия поставила под сомнения качество мяса, в то время как это был, скорее всего, урок Украине, которая пыталась забрать у России крымские маяки. Сейчас же Польша попала в немилость из-за планируемого размещения на ее территории американской системы ПРО.
Безусловно, можно предположить, что претензии Россия обоснованы и далеки от политики. По сообщениям МИД РФ, Евросоюз признал нарушение поляками установленных норм поставок мяса. Но как же в это вписывается почти одновременный подъем цен на газ для Польши?!
Таким образом, тупик, в котором оказались Россия, Польша и ЕС, возможно преодолеть лишь с помощью уступки со стороны одной из стран. Но этой уступки не было, и вряд ли будет, учитывая то, что переговоры США и Польши носят вполне целенаправленный характер. Этого достаточно, чтобы все разговоры о компромиссе даже не возникали.
Евросоюз, настоявший на временном снятие вето на переговоры ЕС-Россия, встретился в лице своей делегации с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым. Тем не менее, договоренности по польскому мясу так и не было достигнуто. Россия оказалась проворнее. Переиграла и Польшу и ЕС. И уже упомянутая нами Украина вновь становится «буферной зоной» между Россией и Европой. Варшава просчиталась.