Сказка – ложь, но она же и лечебное средство

09.02.07 14:33  | версия для печати
Одноклассники Facebook LJ Mail.ru Twitter Buzz В Контакте
Увеличить текст: px

МОСКВА, 7 февраля . О чудесном влиянии сказок на детей известно давно, но только в наши дни ученые подошли к этой теме практически и создали целое научное направление – сказкотерапию.
«Дело в том, что каждый волшебный сюжет по сути своей напоминает большой слоеный пирог. В каждом слое содержится свой особенный смысл, – поясняет кандидат психологических наук Александр Обухов. - Поэтому обратите внимание: ребенок готов читать или слушать не все сказки подряд. Как правило, он выбирает из них именно те, которые наиболее созвучны его мироощущению на данный момент. Таким образом, в процессе чтения или слушания малыш подсознательно находит связь между сказочными перипетиями и теми событиями и ситуациями, с которыми он реально сталкивается в своей жизни».

Причем, ситуации возникают самые разные. Не случайно вопросы ребенка часто ставят родителей в тупик. Порой, им бывает не так-то просто объяснить своему чаду, почему все происходит так, как происходит. И что такое хорошо, а что такое плохо? И тут на помощь приходит сказка. Наблюдая за судьбами вымышленных героев, переживая фантастические коллизии, в которые они попадают, ребенок во многом сам формирует для себя картину мира. Непринужденная обстановка, доброта и радость, царящие в сказках, - все это способствует внутреннему росту маленького человека. Не случайно ученые считают сказку одним из наиболее эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка.

«Многие мои коллеги - психологи сходятся во мнении, что работать с детьми намного сложнее, чем со взрослыми, – продолжает психолог. - Довольно часто ребенок замыкается в себе и перестает рассказывать даже родителям о том, что его волнует. В такой ситуации зачастую выручает именно сказка. Она, как правильно подобранный ключик, помогает ребенку раскрепоститься и убеждает его в том, что он не одинок в своих затруднениях. Даже в волшебном мире герои нередко сталкиваются с похожими ситуациями и находят из них правильный выход. Наверное, самый хрестоматийный пример – «Сказка о гадком утенке» Ганса-Христина Андерсена.

Могу привести вам буквально десятки примеров, когда эта трогательная история со счастливым концом, придуманная великим датчанином, помогала малышам, причем, как мальчикам, так и девочкам, избавиться от возникших вдруг комплексов по поводу своей внешности. И более спокойно реагировать на всевозможные, так сказать, подколки на эту тему со стороны своих сверстников. И это далеко не единственный благотворный момент сказки».

Своим таинственным действием сказка обязана метафоре. Именно она является основным ядром любого волшебного повествования и, соответственно, главным средством психологического воздействия на ребенка. Метафора, по мнению специалистов, обеспечивает связь между правым и левым полушарием мозга, и, следовательно, действует сразу в двух направлениях. Левое полушарие извлекает смысл из сюжета сказки. А правое помогает мечтать и творить. Именно благодаря этому своему свойству сказка позволяет задействовать скрытые дотоле ресурсы детской психики, которые напрямую связаны с фантазией и воображением. Если сказка подобрана правильно, в соответствии с той проблемой, которая возникла перед ребенком, то, прослеживая сюжетную судьбу вымышленных персонажей, он невольно начинает фантазировать, обыгрывать свою проблему по примеру героев чудесной фантазии. И нередко находит верный ключик к решению своих реальных затруднений.

Правда, кое-кто почему-то считает, что сказкотерапия предназначена исключительно для детей. Но это не так. По своей природе она универсальна, и ее возрастной диапазон не имеет границ. В сказочных историях могут быть зашифрованы темы и сюжеты, которые переживает на протяжении своей жизнь каждый человек. Тут и житейский выбор, и любовь, и взаимопомощь, и преодоление себя.

Конечно, взрослому человеку вряд ли помогут чудесные истории, чей сюжет он с детства знает назубок. Но как раз для таких адресатов уже создано много, так называемых, авторских сказок, нацеленных на решение наиболее важных взрослых вопросов. Существуют даже специальные сказки для беременных женщин и медитативные для засыпания.

«Впрочем, это уже частности. Главное, сказкотерапия направлена на достижение внутренней гармонии через обращение к чистому и восприимчивому детскому началу, которое есть в каждом из нас, - уверен Александр Обухов. - Ведь гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а не разрушитель. Он старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает».
Возврат к списку




interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface interface
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
NR Copyright © 2006-2017 News Ribbon(Новостная лента) При полном или частичном использовании материалов ссылка на "www.newsribbon.ru" обязательна.